Москва
8 (499) 110-34-48
Время работы: 8:30 – 18:00
Санкт-Петербург
8 (812) 363-16-47
Время работы: 8:30 – 18:00
Заказать обратный звонок
Закажите обратный звонок
Мы вам перезвоним!
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями Политики компании в отношении обработки персональных данных. Настоящим я даю разрешение ГК "Росразрешение"( далее "Росразрешение") в целях информирования о товарах и услугах Росразрешения, заключения и исполнения договора купли-продажи обрабатывать - собирать, записывать, систематизировать, накапливать, хранить, уточнять (обновлять, изменять), извлекать, использовать, передавать (в том числе поручать обработку другим лицам), обезличивать, блокировать, удалять, уничтожать - мои персональные данные: фамилию, имя, пол, дату рождения, номера домашнего и мобильного телефонов, адрес электронной почты, а также данные об интересах на основании анализа моих поисковых запросов и посещений Интернет-сайтов. Также я разрешаю "Росразрешение" в целях информирования о товарах, работах, услугах направлять на указанный мною адрес электронной почты и/или на номер мобильного телефона рекламу и информацию о товарах, работах, услугах "Росразрешение" и его партнеров. Согласие может быть отозвано мною в любой момент путем направления письменного уведомления по официальному адресу: 192029, г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 89, литер Б, пом. 11-Н.
поля обязательны для заполнения

СРО негосударственной экспертизы

СРО негосударственной экспертизы

На сегодняшний день негосударственная экспертиза (НЭ) проектно-сметной документации и оценка результатов инженерных изысканий проводится частным бизнесом на основании свидетельства Росаккредитации. Вступление экспертов в СРО негосударственной экспертизы на данный момент осуществляется в добровольном порядке. Согласно ст. 49 ГрК РФ, частная процедура является альтернативой государственной процедуры, проводимой уполномоченными органами. Основными преимуществами НЭ являются низкая стоимость услуги и минимальные сроки проведения анализа.

Негосударственная экспертиза: с чего все начиналось

В ноябре 2010 года Минрегион России представил первую концепцию реформирования системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. На тот момент концепция предполагала проведения ряда мероприятий, которые планировали изменить методы наделения компаний-представителей НЭ отраслевыми правами. Для решения задач концепции впервые было предложено передать функции негосударственной экспертизы саморегулируемым организациям, члены которых выполняют инженерные изыскания или подготавливают проектную документацию.

В апреле 2012 года Правительство РФ опубликовало постановление №288 от 12.04.2012 г., согласно которому юридические лица, аккредитованные на право проведения НЭ, имеют право заниматься данным видом деятельности при соблюдении требований ч. 1 ст. 17 №337-ФЗ. Таким образом, вопрос о возможности заниматься экспертизой в частном порядке решался прохождением аккредитации.

Зачем нужны СРО негосударственной экспертизы?

Весной 2017 года в Правительстве вновь заговорили о введении института обязательного, а не добровольного саморегулирования для компаний, которые занимаются негосударственной экспертизой. Главной целью проекта стало наведение порядка в этой малоизученной отрасли. На протяжении 5 лет с момента запуска института НЭ отраслевые фирмы были предоставлены сами себе, избегали частых проверок и аудитов.


Заслуженный строитель РФ Александр Орт, ныне вице-президент НОЭКС, считает, что отсутствие контроля привело к росту неквалифицированных и мошеннических организаций, постепенной дискредитации сообщества, путанице с разделением сфер деятельности государственной и частной экспертизы. Именно этот негатив должны погасить СРО негосударственной экспертизы.

Законопроект требует доработки

В октябре 2017 года проект ФЗ прошел все процедуры согласования в Правительстве РФ. Сергей Ильяев, председатель комитета по НЭ Российского Союза Строителей, считает, что в нынешней редакции закон только усугубит положение института негосударственной экспертизы.

В интервью «Строительному еженедельнику» специалист рекомендует законотворцам обратить внимание на неэффективность ключевых пунктов проекта:

  1. Запрет одному юр. лицу быть членом экспертной, изыскательской или проектной СРО одновременно — ограничение приведет к реорганизации крупных предприятий на несколько малых организаций, каждой из которых придется оплачивать вступительные и членские взносы в различные СРО и комфонды.
  2. Формирование комфонда обеспечения договорных обязательств — это положение невыгодно игрокам рынка, так как организации НЭ не оказывают услуги бюджетным объектам, для которых зафиксированы требования, связанные с участием в торгах.
  3. Чрезмерная бюрократическая нагрузка — статья 49.1 проекта ФЗ предусматривает необходимость уведомлять Министерство строительства о приеме в штат экспертов и предоставлять информацию о самой экспертной организации, хотя эти сведения находятся в открытом доступе.
  4. Неэффективные ограничения для бывших участников СРО — проект закона разрешает вступать в СРО повторно лишь через 36 месяцев после выхода из некоммерческого партнерства, однако ничто не мешает собственнику компании зарегистрировать новое юридическое лицо и обойти данное ограничение за несколько дней.
  5. Необоснованное требование к численности экспертов — пять экспертов в штате фирмы не приведут к повышению качества услуг, но значительно увеличат издержки бизнеса, связанные с формальным содержанием лишних кадров (налоги ПФР, ФСС, ФФОМС, организация рабочего места). Это особенно актуально для экспертизы инженерных изысканий, так как при ее проведении в большинстве случаев задействовано не более 3 экспертов: по геологии, геодезии и, что случается крайне редко, экологии.

Мнение председателя комитета по НЭ РСС поддерживают и другие известные личности, например, Виктор Зозуля (почетный строитель России, президент ГК «Н.Э.П.С.») и Виталий Реут (директор «СеверГрад»).

Руководитель компании «Центр строительного аудита и сопровождения» Артем Рыжиков считает, что ужесточение контроля пойдет только на пользу – оно сможет оживить и оздоровить отрасль. Однако, нужно определить, как инструменты СРО негосударственной экспертизы проектной документации смогут контролировать отрасль, можно ли применять их на практике. Схожего мнения придерживается директор «Центр ЭСП» Кирилл Белоусов.

Нужно ли СРО? Необходимость вступления в СРО зависит от ситуации, иногда требуется членство сразу в нескольких саморегулируемых организациях.

Создание или вливание?

Несмотря на разницу во мнениях и комментариях, подавляющее число экспертов сходится в одном: не создавать новые специализированные СРО, как это предусмотрено в проекте ФЗ, а сменить акцент в сторону прикрепления экспертных организаций к действующим СРО проектировщиков и изыскателей. По мнению Ильяева, это сократит временной интервал на переходный период в части надзора со стороны опытных аппаратов СРО. Также это снизит финансовые издержки, так как будет ликвидирована потребность в создании новых аппаратов и дирекций, что чаще всего влечет за собой расходы на аренду площадей и прочие затраты.